Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут.

Послание Иакова  гл.2, ст.19

За Праксея!

«Против Праксея» писал известный христианский писатель Тертуллиан в начале III-го столетия. И только теперь, в конце XX-го пришло время писать «За».

В этой работе мне принадлежат лишь подчеркивания в цитатах, замечания в скобках и немногочисленные «рукописные» строки в правой колонке, в которых выражается точка зрения рядового христианина, больше всего на свете желающего не отклониться от Истины.

Квинт Септимий Флоренс ТЕРТУЛЛИАН является отцом латинской западной теологии, одним из двух (вторым считается Ориген) величайших христианских писателей второго и третьего столетий. Говорят, язычники читали его  просто для того, чтобы насладиться его стилем. Один писатель 5-го столетия сказал: Почти каждое произнесённое им слово было эпиграммой и каждое предложение - победой. Тертуллиан всегда писал как адвокат (получил образование по риторике и праву), защищая свои  взгляды и  нападая  на противников. Всё это он проделывал как  мастер риторики. Его целью  было уничтожить своего оппонента.

Кто же был одним из его противников-оппонентов, и по какой причине?

Праксей, никому не известный монархианин, выступал против монтанизма.

А Тертуллиан в это время защищал монтанизм.

Сначала Тертуллиан поддерживал главенствующую кафолическую церковь, но впоследствии разочаровался в церковных авторитетах (в людях и в доктрине) и начал выступать в защиту монтанизма. Монтанизм, или «Новое пророчество» возник в семидесятых годах второго столетия, когда Монтан начал пророчествовать  

(о скором Втором пришествии Христа в гепузе, куда, бросая свои дома, толпами пошли монтанисты)

и учить о необходимости аскетизма: никаких браков, долгие посты и покорное принятие мученичества (как самоцель). В монтанизме Тертуллиана привлекали не пророческие дары, а более суровый моральный кодекс.

Т.е. аскетизм - учение, противоречащее христианству: расторжение браков, иудейские посты и мученичество как самоцель.

Праксей - монархианин, тоже как и все монархиане)выступал против монтанизма...

Скорее всего по этой причине так же

Тертуллиан писал против монархианизма. Монархиане подчёркивали монархическое, или единоличное, правление Бога, т.е. являлись узкими монотеистами. Доктрину о Троице (которую сформулировал Тертуллиан) они  развенчивали остроумной идеей о том, что Отец есть Сын, есть Святой Дух - подобно тому, как я выступаю в роли отца, мужа и автора. Отец, Сын и Святой Дух - три различных имени одного и того же , но не три разных Личности, исполняющие различные роли. Тертуллиан дал ответ на это в своём крупном сочинении «Против Праксея». Он писал: В Риме Праксей преуспел в двух дьявольских делах: он вышиб всё пророчество («Новое пророчество») и принёс ересь. Он обратил в бегство Святого Духа (отвергая пророчества монтанистов) и распял Отца, утверждая, что Сын есть Отец. Отвечая Праксею, Тертуллиан утверждал, что Бог - это одна сущность в трёх лицах. Созданные им термины использовались в определениях доктрин о Троице и воплощении.

            (Тони Лейн, «Христианские мыслители», С-Петербург,«Мирт»,1997г., с.21-24)

«Узкими монотеистами» были иудеи - они верили только в Единого Бога. В Него же верили и первые христиане, даже после того, как перестали быть иудеохристианами во второй половине I-го века (после Иерусалимского собора).

 Во II веке Тертуллиан был первым, кто вместо слова «триада» стал употреблять «троица». Он считал, что старое понятие выражает «трое разных», т.е. подчёркивает различия. А новое - «троица» - это «совокупность трёх», где главенствующая роль принадлежит Единому (Отцу).

                                          (А.В. Зиновьев, «Магия апокалипсиса», с. 33)

Так философская  «триада» превращается в богословскую «троицу» во II веке (или в начале III-го).

Тертуллиан писал много и хорошо, хотя очень часто был нетерпим к противникам ...

Он так же с присущим ему блеском писал о непогрешимости Католической церкви.

Был первым, кто провозгласил богословское учение о Троице, а также использовал этот термин в сочинении «Против Праксея» (гл. 2,3), написанном примерно в 215 году. Он настаивал на необходимости делать различие между ипостасями (лицами или личностями) Отца и Сына.    

Эрл Кернс, «Дорогами  Христианства», М.,«Протестант»,1992 г., с. 89,90)

Так Единый Бог «становится обладателем» нескольких лиц (ипостасей), благодаря мудрствованию чаще всего философов.

Многие философы, учителя красноречия, стали искать соединения философии и религии именно в христианстве. Начинают появляться теоретические сочинения. Происходило интенсивное смешение языческих и христианских элементов. Первая  известная нам апология (защита христианства не христианскими доктринами) была создана около середины II в. неким Аристидом, который учился у разных философов (у стоиков, у последователей Аристотеля; больше всего его увлекала философия Платона). Среди первых христианских теологов II-III вв. преобладали люди высокообразованные .

Среди первых (I-й век) христиан высокообразованные были редким исключением.

Во второй половине II-го века в Александрии была создана школа христианского богословия.

Основателем школы был Пантен - первый из известных нам представителей православного христианства. В школе обучали философии для разработки основных положений богословия, т.е. для философского обоснования христианства. А нуждалось ли христианство в каком-то ещё богословии, кроме Писания? (1 Ин 2:27)

Образованная элита создавала христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную большинству верующих. Но первые христиане не пытались ничего объяснить; их религия прежде всего была религией откровения, воспринимаемого эмоционально и иррационально.

Во II-III  веках христианство распространялось среди разных социальных групп, различных народностей и не могло не претерпеть изменений в своём вероучении и в своей организации. Вырабатывались христианская догматика, этика, эстетика, складывалась церковная организация, противоположная древней религиозной общине, основанной на авторитете пророков (новозаветных), проповедовавших откровения, и апостолов.

(И.С. Свенцицкая, «Раннее христианство: страницы истории», М.Политиздат 1998, с.135,137,96,142,143).

В это время уже широко использовался Новый Завет (как стали потом называть христианские письменные источники), в котором уже были исчерпывающие догматика, этика и эстетика, вполне понятные народу.

   II и III века - это время скорее не развития христианства, а его изменения не в лучшую сторону.

Итак, мы видим, что христианство того времени (первоначальное), ещё не осознававшее само себя,  как небо от земли отличалось от позднейшей, зафиксированной в догматах мировой религии Никейского собора; оно до неузнаваемости не похоже на последнее.                                                                                                                                   (Ф. Энгельс, Соч., т. 22, с. 478).

Существовал ли в это время христианский канон (набор священных книг), на который можно было бы опереться в теоретических и практических вопросах веры?

Сейчас уже можно с совершенной точностью сказать, что составление Нового Завета завершилось к концу I-го века. Апостольские ученики (большинство  трудов было написано между 95 и 150 гг.) были хорошо знакомы с Новым Заветом и  использовали его.                                                                                                                                         («Дорогами христианства», с.53).

Существуют достоверные свидетельства, что к 170 году Церковь, в основном, приняла все новозаветные книги. Официальное «закрепление» канона произошло на нескольких соборах. Однако эти соборы лишь придавали официальную форму тому, что Церковь уже приняла и использовала. Соборам оставалось лишь одобрять духовную проницательность рядовых членов Церкви.

(Кэннет  Дж. Форман ,   «Введение  в   Библию»,  ВСБ-1992,с. 31,32).

Христианские мыслители II и III веков (т.н. «святые отцы») в борьбе с гностицизмом,  докетизмом, монтанизмом и др. измами «выплеснули с водой ребёнка» - основу из основ Христова учения - правильное понимание  Единого Бога. Правда, в IV веке в «арианских» спорах ещё проблёскивали искры Истины:

Антиарианская партия (Запад, школа Антиохии, Афанасий) полагала, что Бог есть одна ипостась (...пришёл и родился в человеческом теле... ни кто-нибудь, а сам Спаситель, Который в начале сотворил всё из ничего - Афанасий)... тогда как последователи Оригена придерживались мнения, что Бог существует в трёх лицах.   («Христианские мыслители», с. 40)

Фактически за Праксея выступал и

Человек по имени Савеллий (Савеллианство или Сабеллианство - модальная разновидность монархианства), который считал, что необходимо всеми способами избегать троебожия, или тритеизма... учил, что Троица - это проявление различных форм (модусов), а не различных сущностей. По его мнению, Бог явился как Отец в ветхозаветные времена, позднее как Сын, чтобы искупить человека (Бог Отец в модусе Христа), и затем как Дух Святой после воскресения Христа. Таким образом, существовали не три личности в единстве Бога, а три Богоявления... Этот взгляд отрицал отдельную личность Христа. Позже он был возрожден у пятидесятников нового толка, или истинно Христовых пятидесятников.

(«Дорогами  Христианства», с. 79,80)

 

Тематика вселенских соборов ярко свидетельствует о главном предмете теологической борьбы в Церкви - о личности Бога, Его природе и проявлениях:

Было семь соборов, которые представляли всю христианскую Церковь:

Никейский (325 г.) - разрешить арианские разногласия (о личности Христа);

Константинопольский (381 г.) - провозгласить личность Духа Святого и человековоплощение Христа;

Ефесский (431 г.) - подчеркнуть единство ипостаси Христа;

Халкидонский (451 г.) - определить отношение между двумя естествами Христа;

Константинопольский (553 г.) - борьба с монофизистами (о личности Христа);

Константинопольский (680 г.) - осудить монофилитов  (о личности Христа);

Никейский (787 г.) - разрешить иконоборческие разногласия (продолжались споры о природе Христа).

Церкви во все времена приходилось бороться с унитаристской концепцией Христа.

(«Дорогами  Христианства», с. 102,103)

Со временем «вселенские» споры утихли, но всегда были и есть мужи Божьи, говорящие «За

Бог абсолютно и неделимо один без разделения на лица (Втор 6:4; Гал 3:20); Иисус Христос представляет всю полноту Божества телесно (Ин 20:28; Кол 2:9)… Все имена и названия Божества, такие как Бог, Иегова, Господь, Отец, Слово и Дух Святой, относятся к одной и той же Личности и означают разное проявления Божества… Иисус есть Бог или Иегова, воплотившийся в человеке (Ис 9:6; 40:9; Ин 8:58; 20:28; 2 Кор 5:9; Кол 2:9; 1 Тим 3:16; Тит 2:13). Иисус есть Отец во плоти (Ис 9:6; 63:16; Ин 10:30; 14:9-11; Отк 21:6-7)… Дух Святой – это Иисус в Духовной Своей сущности (Ин 14:16-18; Рим 8:9-11; Фил 1:19; Кол 1:27).(Дэвид К. Бернард, “Единство и Триединство. 100 – 300 гг. н.э.”, Москва, “Благая Весть”, 1996 г., с. 4,5).

Учение о единобожии пятидесятников-единственников (США), досконально изложенное Дэвидом Бернардом, находится в точном соответствии с Писанием. Если бы я раньше знал об этой книге, то не стал бы писать этой работы, т.к. всё уже написано. Слава богу! В настоящее время, кроме Дэвида Бернарда, Единство Бога проповедуют: немецкий проповедник Эвальд Франк, греческий пастор-учитель Темис Колорис, пастор Андрей Расшиваев (ЦИХ, Санкт-Петербург), Сергей Квасников и многие другие.

Иисус Христос – Бог воплощённый… Он отождествлял Себя с Божеством (Ин 5:36,27,29,46; 8:12,23,24,56; 10:11; 15:24; Лк 10:23,24; Мф 12:41,42)… Иисус – это Бог в человеческой плоти. Иисус называл Себя “Бог” (Ин 1:1; 10:33; 20:28; Рим 9:5; Кол 1:16; 2:9; 1 Тим 1:17; Евр 1:8; 1 Ин 5:20; Ид 25)… Ни Христос, ни Писания не допускают никакого сомнения относительно личности Христа – Он подлинно Бог… Через Дух Свой (Дух Святой) Он будет помогать ученикам… Иисус является Божьим Самовыражением  человечеству… Иисус Христос был Богом на земле… Создатель снизошёл к Своему созданию в виде одного из ему подобных, чтобы дать представление, каким Существом Он является.

(Д-р Генри Геллей, “Библейский справочник”, С-Петербург, 1996 г., с. 478,485, 499, 529, 541).

Этот один из самых популярных Библейских справочников, за 72 года был издан на 14 языках и имел более 80-ти изданий на английском.

В первоначальной церкви люди не верили в трёх Богов. Среди апостолов вы не сможете найти подобного рода вероучения. Эта теория появилась после эпохи апостолов... Откровение через Иоанна, сказанное Духом к Церквам, было: «Я Есть Господь Иисус Христос, Я Есть ВСЁ. Нет никакого другого Бога»... Иисус сказал, что Он и Его Отец есть Один, а не два. Это показывает ОДНОГО Бога. Поскольку это верно исторически и по Писанию, люди удивляются, откуда взялись трое. Это стало основополагающей доктриной на Никейском совете в 325 году.

(Из Никейского символа веры: Мы веруем в единого Бога-Отца ...И в единого Господа Иисуса Христа... Бога от Бога ... И в Святого Духа...    два единыхых + третий)

Эта «троица» (совершенно не библейское слово) была основана на римском многобожии. У римлян было много богов, которым они молились. Они также молились предкам как посредникам. Это просто старым богам дали новые имена, а благодаря святым, это выглядит по-библейски. Таким образом, вместо Юпитера, Венеры, Марса и др. у них стали Павел, Пётр, Фатима, Христофер и т.д. и т.п. Один Бог не устраивал их языческую религию, так они раскололи Его на троих, они придумали ходатаев-святых, как до этого у них были ходатаи-предки. С тех пор люди не могут осознать, что есть только один Бог с тремя функциями, или проявлениями. Они знают, что согласно Писанию, есть только один Бог, но они пытаются сделать из этого фантастическую теорию, что Бог похож на кисть винограда: три личности с той же Божественностью, поровну разделённой на всех. Первое послание Тимофею 3:16 говорит: « Бог был явлен во плоти ...» - ничего о первой или второй, или третьей личности... ОДИН Бог был явлен во плоти. Вопрос исчерпан. Бог пришёл в человеческой форме. Это не сделало Его ДРУГИМ БОГОМ. ОН БЫЛ БОГ, ТОТ ЖЕ САМЫЙ БОГ. Это было откровением тогда, и это откровение сейчас. Один Бог.

У.М. Бранхам, «Изложение Семи Периодов Церкви» , 1965 г., с. 7,8).

 

Не высказывая напрямую, как эти авторы, идею Единого Бога, многие современные проповедники всё-таки «проговариваются»:

Молитвы:

О Бог, наш Отец, мы дошли до корня вопроса: нужно ли было Тебе стать человеком? Ты пришёл к нам, унизившись, в человеческом образе...

О Отец, Ты пришёл Сам, чтобы поднять нас до Себя.

О Сын  Божий, Ты открыл нам Отца. В Твоём лице мы видим Его... мы смогли найти и узнать Тебя в Богочеловеке...

О благословенный Спаситель, Ты - Бог доступный...

О благословенный и Единый премудрый Бог...

О Иисус, Твоя Личность стоит превыше всего... Ты мой Бог ...

(Э. Стэнли Джонс, «Слово стало плотью», Изд. «Преса Украины»).

Из основных положений исповедания Вочмана Ни и Уитнесса Ли:

3.  Сын  Божий, то есть Сам Бог, воплотился в человека по имени Иисус...

(Витнэсс Ли,  «Домостроительство Божие», Анахайм, 1985, Москва 1992).

...Он создал людей, стал одним из них, умер в муках...

...Он Сам стал человеком и жил как творение среди Своих творений...

...всё это тройное функционирование... Существа

(Клайв С. Льюис «Любовь. Страдание. Надежда», М. Изд. «Республика», 1992, с. 72,140,363)

Бог в образе Иисуса Христа является к Своему народу…

… Кто явил Владыку буквально, физически показал Владыку.

… важно чтобы вы исповедовали Личность, исповедовали Бога, который воплотился, Который живёт на земле.

Иисус Христос является единственным Богом!

(из проповедей пастора-учителя Алексея Коломийцева).

И после таких своих высказываний они умудряются говорить о более, чем Одной личности Бога.

Но встречаются иногда открытые и точные высказывания:

Однако, Бог - это одна Личность (комментарий к Гал 3:20);

Иисус Христос - Создатель всего - земли и небес, Спаситель Иисус Христос - единственный Творец (к Евр 1:10);

«Говорящий» - это Христос, Ходатай Нового Завета...

3. Он говорил с горы Синай и дал Закон...

5. Он говорил через рабов Своих, давая Писания... (к Евр 12:25);

Существует один Бог и этот Бог есть Отец, Сын и Дух, как верили апостолы (к Тит 1:16).

     «Еретик» - это человек, отрицающий основное учение христианства, связанное с догматом о Троице и Божественности Христа.                                                               (Генри Мэхен, «Учебный комментарий новозаветных посланий».«Протестант»,1993,Том 1: с. 243, Том 2: с. 95,144,190, 198).

В I-ом веке ещё не было догмата о Троице, но «еретики» - люди узкого толка, вызывающие расколы, чинящие разделения - уже проталкивали идеи Троицы, отвергая единого Владыку и Господа нашего Иисуса Христа (Ид 4).

В конце XV века в Новгороде распространилась т.н. «ересь жидовствующих». Фактически они тоже говорили «За», т.к.

Они нападали на церковную иерархию(осуждали Николаитов),отвергали  употребление икон, и возражали против учения о Троице. Однако эти “еретики” проявляли глубокую заботу о сохранении оригинального текста Библии и в действительности располагали лучшими копиями ...                                        («Введение в Библию»,  ВСБ - 1992, с. 137,138).

 

В 1913 г. в Лос-Анджелесе проповедник Р. Мак-Алистер заявил, что истинной апостольской формулой водного крещения является крещение не «во имя отца, сына и св. духа», а «во имя Иисуса Христа». Эта идея была подхвачена Ф. Эвартом, выступившим с доктриной, согласно которой существует лишь одно лицо богаТермины «отец» и «святой дух» означают лишь разные  аспекты единой личности Иисуса Христа.

(«Протестантизм», словарь атеиста под ред.  Л.Н. Митрохина, М. Политиздат, 1990, с. 217).

Фактически «за» были Исаак Ньютон, Лев Толстой и др. великие мыслители, т.к. не принимали триединство Бога.

 

В Сирийских апокрифах II-IV веков есть множество высказываний о единстве Бога

(Е.Мещерская, «Апокрифические деяния апостолов», М., «Присцельс», 1997 г.):

...я верю в Него, в Христа, Бога твоего (Филиппа), что, Он есть «Я есмь сущий», - Эль Шаддай, Адонай, Господь Саваоф, который сотворил небо и землю. Он взял живым Еноха, избавил Ноя  от потопа. Именно Он - Эммануил,  Бог могущественный,

...к Сыну Его, Богу живому... Он - Бог первый, и нет другого помимо Его.

Один Бог истинный, Господь наш, Иисус Христос.     («Деяния апостола Филиппа»)

(Об Иисусе Христе):

И поскольку Он Бог, вместе с исцелением Своим Он также грехи прощал...

Бог, который был сокрыт в вышине и явлен...

Веруйте в Христа, что Он - Бог.                                                 («Учение Симона Кифы», т.е. ап. Петра)

            Уверовали в Него (Христа),  что Он есть Бог истинный и  нет иных...

Иисус, Бог,  Сын Божий,  податель жизни,  который есть в именах различных: Отец, и Сын, и Дух, ради наставления.                                                                                                  («Деяния Иуды Фомы апостола»)

А настоящий апостол Фома называет Иисуса Христа: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), но это уже в богодухновенной Библии, которая тоже говорит «За!»:

 ...какая заповедь  первая из  всех?  И  ответил Иисус:  первая есть... Господь  Бог  наш  есть Господь  единый  (единственный)...     (Мк 12:28,29; Вт 6:4);

... да не будет у тебя других богов  пред лицом Моим           (Исх 20:3);

 Господь  един          (Вт 6:4; Зах 14:9; Неем 9:6; Пс 4:9);

Один Бог        (3  Цар 18:36;  4  Цар 19:15,16;  Ис 37:16,20; Пс 71:18; 85:10);

 Он  один, и  нет другого, кроме Него     (Мк 12:32);

...  нет Бога, кроме единого ... Допустим даже,  что есть   так называемые боги ... -  словно есть  много «богов» или много «господ», но  у нас один Бог       (1 Кор 8:4-6);

 ...Он (Христос) - над всеми Бог (Рим 9:5);

Бог  был  во Христе (hn en Cristw) (2 Кор 5:19);

 Господь Бог наш есть Господь  единый. (Мк 12:29);

Ин 5:44; 17:3;  Рим 3:30;  16:27 (синод. 14:26); 1 Тим 1:17; 2:5; 6:15,16; Гал 3:20; Ик 2:19; 4:12; Отк 15:4 и др.

 Дух - тот же... Господь - тот же... Бог - тот же... один и тот же Дух   (1 Кор 12:4-6,11); ...один  Дух..дин  Господь...один  Бог и Отец всех        (Еф 4:6);

И младенец родился нам;  Сын дан нам...  Бог Крепкий (Всемогущий), Отец вечности (Вечный Отец)...           (Ис 9:6);

Пророк Исаия назвал Сына Отцом и Богом, а так же  поведал, что «ветхозаветный» Господь Бог говорит о Себе:

 Я - Господь первый и в последних Я - тот же  (41:4).

Так говорит Господь...:  Я первый и Я последний,  и  кроме Меня нет  Бога  (44:6)

А «новозаветный» Господь Иисус говорит  о Себе в Своём (Отк 1:1) Откровении:

 Я - Первый и Последний  (1:17) ... Который был мёртв и ожил (2:8) Я альфа и Омега... Вседержитель (1:8)                                                          Получается так, как сказал наш брат монархианин: Сын есть Отец, Отец есть Сын.

 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог, Отец наш... утешит ... и утвердит  (2 Фес 2:16,17).

Не «утешат» и «утвердят», т.к. не двое, а Один!

Идущий за мною (Иоанном Крестителем) впереди меня стал, потому что прежде меня был (Ин 1:15)

Сын был Отцом. Идущий за Иоанном Крестителем Христос есть Иегова - Господь Бог Израилев:

... и много сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И он (Иоанн Креститель) будет идти прпед Ним...   (Лк 1:16,17)

Перед кем же? В Мал 3:1 Бог говорит: предо Мною (пред Отцом), а Иисус Христос цитирует этот стих, изменяя на  пред Тобою (пред Сыном - Мф 11:10; Лк 7:27).

  Бога Спасителя  нашего  Христа  Иисуса  (1 Тим  1:1, перевод Кассиана);

...Иисуса Христа, нашего Владыку и Господа  единого (единственного) (Ид  4, перевод «Благая Весть»);

В последующих стихах Он – ЯХВХ !

 Он (Иисус Христос) есть истинный Бог и жизнь вечная  (1 Ин 5:20).

Но истинный Бог есть только Один. Фраза “Отца и Сына” (Гал 1:4; Еф 5:20 и др.) не означает, что их два (см. 1 фес 1:1; Кол 1:2,3 и др.) так же, как  ”Бога и Отца” (в греч. Господа и Отца ) в Ик 3:9, Имя, в которое осуществлялись ВСЕ новозаветные крещения, есть Иисус Христос: Деян 2:38;  8:16;10:48;19:5; Рим 6:3; Гал 3:27; 1 Кор 1:13; Лк 24:46,47; Деян 22:14-16.

 Дух Божий  живёт в вас... кто  Духа Христова  не имеет...  Христос  в вас...  Дух , Того,  Кто воздвиг Иисуса из  мёртвых,  живёт  в  вас...    (Рим 8:9-11).

В нас не несколько, а один и тот же Дух  (1 Кор  12:11), Который есть Христос. Мария родила от Духа Святого (Мф 1:18,20), Который был Отцом Иисуса, т.е. Отец есть Дух Святой. Итак, Писание говорит «За Праксея, который провозглашал:

Отец есть Сын, есть Святой Дух - три различных имени Одного и Того же, но не три разных Личности.

Аминь.

 

Один муж Божий пророчески точно подметил, что духи не умирают. Люди умирают, а духи продолжают действовать в других людях, “проталкивая” старые как мир идеи. Это как нельзя лучше подходит к гностицизму. В Евангелии Иоанна неоднократно употреблено слово “логос”, которое стало камнем преткновения для христианских мыслителей. До сих пор теологи часто придают логосу гностический оттенок, наделяя его самостоятельным личностным качеством и отделяя Слово от Бога. Вводят всё новые философские понятия, типа “словесное тело” или “тело по форме Слова”.

В начале был логос, и логос был с богом, и бог был логос  (греч. Ин 1:1).

Каков же не гностический и теологический, а изначальный смысл слова логос? Словарь Вейсмана так раскрывает значение этого слова: слово сказанное или обещание, условие, договор, предлог, повод, положение, учение, дело... А может быть э́то было в начале? Во втором ряду значений слова логос: счёт (подавать счёт, т.е. давать отсчёт), внимание, забота, этим способом... И только в третьем ряду: разум, причина, смысл, понятие... (за что и уцепились гностики). Какое бы из этих значений не имел логос - это не отдельная от Бога Личность. 1-й и 2-й ряды значений слова логос - не личность. Логос становится Личностью только тогда, когда происходит человеческое воплощение Самого Бога - через Иисуса Христа (ст.14). Он есть образ Бога невидимого (Кол 1:15). В Евангелии Иоанна слово логос имеет значение не духовное прежде, а плотское, затем духовное (1 Кор 15:16). Слово логос конечно же имеет духовное толкование, но затем, а прежде его первозданное значение:  В начале было слово сказанное. Этим способом Бог стал Словом, чтобы Ему же (Единственному!) стать плотью. Слово стало Делом! Аминь.

 

            ← к Содержанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единство Бога в книге пророка Исаии

Мессианская песнь

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;

на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Ты умножишь народ, увеличишь радость его.

Он будет веселиться пред Тобою,

как веселятся во время жатвы,

как радуются при разделе добычи.

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его

и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

Ибо всякая обувь воина и одежда, обагрённая кровью,

будут отданы на сожжение, в пищу огню.

 

Ибо младенец родился нам; Сын дан нам;

владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему:

Чудный, Советник, Бог крепкий,

Отец вечности, Князь мира.

 

Умножению владычества Его и мира

нет предела на престоле Давида и в царстве его,

чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою

отныне и до века.

Ревность Господа Саваофа соделает это.

Книга пророка Исаии, гл. 9, ст. 2 – 7.

 

« П е л е й о е ц е л г и б б о р а б и а д с а р ш а л о м »  -  это древнееврейское написание имени нового Царя - имени Бога, т.к. это имя Мессии. Евреи всех времён и еврейские богословы в т.ч., всегда осознавали, что ожидаемый Мессия – это воплощённый на земле – родившийся как человек – Бог. Однажды, для спасения Своего народа, Бог должен был стать Человеком и как самый могущественный царь защитить Своих. Причём, настоящие евреи всегда верили в одного Бога. Именно Единый Сам должен был родиться как Сын (человеческий). Вспомним, за что иудейские лидеры хотели убить Сына Человеческого… за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом  (Ин 10:33). Они были уверены, что Он сын плотника Иосифа, а не сын Бога, а так же, что Он родился в Назарете, а не в Вифлееме. И ещё столь же ошибочно они думали, что Мессия должен быть настоящим земным царём, а не плотником и пр.

Если учесть происхождение стиха 6, восходящее к древним ближневосточным царским анналам и что в древнем Египте, например, царские титулы состояли из пяти имён, то разбивка имени Царя на 5 имён вполне оправдана.

…и нарекут имя ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Только Бога можно олжно) назвать Богом, тем более Отцом вечности. И вот, пророк Исаия называет родившегося младенца (Сына) Богом, Чудный или Чудесный означает «Чудотворный», Советник означает «Правитель», Бог крепкий означает «Божественный Воитель – защитник угнетённых». Отец вечности свидетельствует о надёжном постоянстве, отеческой заботе и любви. Князь мира – благополучие и преуспевание народа.

Мессия (евр. помазанник)по греч. Христос – это земное воплощение Самого Бога. …Он (Бог Живой), Кто явлен был во плоти… (1 Тим 3:15,16). Так написал об Иисусе Христе апостол Павел – большой знаток Писания и ревностный еврей. Апостол Фома (еврей) сказал Иисусу Христу: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28). Апостол Пётр (еврей) сказал Иисусу Христу: Ты Христос, Сын Бога Живого (т.е. Мессия. Мф 16:16). Апостол Филипп (еврей) говорит об Иисусе Христе: …мы нашли, Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки (т.е. Мессию.  Ин 1:45). Апостол Иоанн (еврей) написал об Иисусе Христе: …Он есть истинный Бог (1 Ин 5:20). Евреи, хорошо знавшие из Писаний, что Мессия – это воплощённый Бог, всё-таки признали в человеке Самого Бога. Сам же этот Человек не возражал, а подтверждал, что Он таковой и есть, начиная с того, что ещё будучи отроком, Иисус публично сказал Своей матери и Иосифу, что Его Отцом является не Иосиф, а Бог (Лк 2:48,49).

Свиток книги пророка Исаии был найден среди множества других свитков в Кумране – 12 км к югу от Иерихона, на западном берегу Мёртвого моря, где жила секта ессеев, членом которой когда-то был (по мнению исследователей) Иоанн Креститель. Множество смысловых параллелей с Новым Заветом (Ис 7:14 – Мф 1:23; Ис 9:1 – Мф 4:13-15 и мн. др.) свидетельствует об Иисусе Христе как о Мессии.

Современные теологи приходят к заключению, что

мессианская песнь не имеет ни какой связи с каким-либо историческим событием или периодом, а рисует мессианский век, далёкий от той современности.христианские комментаторы, применяя Ис 9:6 к Иисусу Христу… нашли… текстуальное доказательство Божественности Христа, их Мессии.

(Джон Ф.А. Сойэр «Комментарий к книге пророка Исаии», Том 13, ВСБ – 1993, с. 93, 95).

Пророк Исаия говорит, что  Сын – это Отец и Бог. Иисус Христос говорит:

Я и Отец – одно (Ин 10:30), Я есмь (Ин 13:19),

Я действительно… Господь… Я, Господь (Ин 13:13,14),

…Царство Моё не от мира сего… Царство Моё не от сюда (Ин 18:36).

И говорит он (Пилат) Иудеям: вот Царь ваш…

Ответили первосвященники: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).

Говорили же Пилату первосвященники Иудейские: не пиши «Царь Иудейский», но: «Он сказал: Я Царь Иудейский» (Ин 19:21).

Христа распяли за то, что Он признавал Себя Мессией, т.е. воплощённым Богом. 

И подали Ему книгу пророка Исаии, и открыв книгу, Он нашёл место, где было написано: Дух Господа на Мне, ибо он помазал Меня (Я - помазанник)…

…ныне исполнилось писание это пред вами…

…истинно говорю вам: ни один пророк не бывает принят в отечестве своём…

…слово Его было с властью…

…Он не позволял им говорить, так как они знали, что Он – Христос  (Лк 4:17-21,24,32,41).

 

Поэма  о  страждущем  Рабе  Господнем

            Мессианская песнь продолжает звучать и становится поэмой в 53-й главе Исаии. Звучит уникальная для Ветхого Завета тема. Это единственное в нём место, где ясно говорится о заместительном страдании и о воскресении.  Фактически глава начинается с трёх последних стихов предыдущей главы, где Раб Господень в древней иудейской версии назван Мессией. Именно эта поэма стала причиной

раскола иудеев и христиан… среди  многих отрывков из книги Исаии, которые обязательно читаются в синагогах, этого отрывка нет, тогда как у христиан этот отрывок стал, - из всех ветхозаветных отрывков,- главным доказательством в Писании их веры в спасительную жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Для христиан Раб Господень – это Иисус Христос, презираемый и отвергнутый людьми, молчаливый пред обвинителями, несправедливо осуждённый на смерть, похороненный в усыпальне богатого Иосифа Аримафейского. В поэме также говорится о спасительной и избавительной силе Его страданий и Его смерти и, конечно же, о Его воскресении и вознесении одесную Бога. Как мы также уже видели, первый стих этой поэмы почти презюмирует, что этот Раб Господень – Сам Божествен. Как и те стихи Книги пророка Исаии, которые должны свидетельствовать о рождении (1,3;7,14) и раннем служении Иисуса Христа (9,1-2), эта поэма была вырвана из её контекста в жизни древнего Израиля и блестяще использована для обогащения и объяснения реакции христиан и их ответа на жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа.

 (Джон Ф.А. Сойэр «Комментарий к книге пророка Исаии», Том 13, ВСБ – 1993, с. 114).

Из всего контекста Священного Писания следует, что Иисус Христос – это Бог, воплотившийся на Земле. Бог был во Христе (2 Кор 5:19). А поскольку Один Бог (3 Цар 18:36; 4 Цар 19:15,16; Исаии 37:16,20 и мн. мн. др.), то Иисус Христос – это единственный Бог. Он один, и нет другого, кроме Него (Мк 12:32) …нет Бога, кроме Единого (1 Кор 8:4).

Бог абсолютно и неделимо один без разделения на лица (Втор 6:4; Галл 3:20); Иисус Христос представляет всю полноту Божества телесно (Ин 20:28; Кол 2:9)… Все имена и названия Божества, такие как Бог, Иегова, Господь, Отец, Слово и Дух Святой, относятся к одной и той же Личности и означают разные проявления Божества… Иисус есть Бог или Иегова, воплотившийся в человеке (Ис 9:6; 40:9; Ин 8:58; 20:28; 2 Кор 5:19; Кол 2:9; 1:11; Отк 21:6,7)… Дух Святой – это Иисус в духовной Своей сущности (Ин 14:16-18; Рм 8:9-11; Фил 1:19; Кол 1:27).                                         (Дэвид К. Бернард «Единство и Триединство. 100 – 300 гг. н.э.», Москва «Благая Весть», 1996 г., с. 4,5.

 

В духовном мире живут существа – ангелы, которым не требуется вера в Бога, т.к. они находятся в одном измерении с Ним и просто видят и знают Его. В первую очередь Бог есть дух (духовное существо – Ин 4:24), …Господь есть Дух (2 Кор 3:17) и Его хорошо знают даже падшие ангелы – бесы, знают, что Он – Христос (Мессия – Лк 4:41), знают так же, что Бог один (Ик 2:19). Факт! Его можно принять или не принять – отвергнуть на время. 

            Бог – это Личность, обладающая полным набором Своих индивидуальных качеств. Лицо Бога, которое видели Адам с Евой, Авраам, Иов, Исаия… и все те, кто видел воплощённого Бога – Христа (Кто Меня увидел, увидел Отца – Ин 14:9), - это одно лицо, одной Личности, одного Бога.  И Он сейчас говорит: гряду скоро. Аминь.

Кто не верит в Христа как в единственного Бога – тот неверующий!

Если кто не любит Господа, да будет анафема.

Маранафа – Господь грядёт!       (1 Кор 16:22)

29.12.10

Об исцелении

Весь контекст о Рабе Господнем (в Русской Библии: Отрок Господень) в кн. Исаии говорит о заместительном страдании, о заместительной смерти.

До 53-й главы «Рабом Господним» не является (не подразумевается) Иисус Христос. В главах 41-44,49 – это «народ Божий», т.е. «Израиль», в 49:3 и 42:1 – скорее всего – это персидский царь Кир, в 50:10 – это сам пророк Исаия. Всё это как бы подготовка к главе 53, где собирательные образы переходят в конкретный образ «страждущего Раба» – Иисуса Христа.

В Ис 53 описан акт заместительного (не заслуженного) страдания и смерти. Его раны (язвы) были не от болезней, а от тернового венца, бича, гвоздей и копья.  Т.е. от травм – из вне, а не по причине болезни организма.  Боли, а не болезни. Это существенная разница. Он – Иисус Христос, изведавший боли (ст.3), понёс наши боли (ст.4). В русской Библии – неправильный перевод этого слова. Эти боли были ещё и болями души, т.к. Он страдал несправедливо. Изъязвлено было в первую очередь сердце духовными ранами. Только плотской человек (духовно слепой) не видит этих ран. Этими ранами мы исцелились. Как? В первую очередь духовно. В ст.5 речь идёт об исцелении души – о спасении, а не об исцелении сахарного диабета или туберкулёза. Не о болезнях тела идёт речь, а о болях души. Исцеление душ – вот главная цель Распятия. Голгофский крест не принёс всем христианам физического здоровья и не должен был принести! Исцеление болезней – для славы Божьей, для евангелизации, а не для того, чтобы все христиане были здоровенькими. Такие, скорее всего, перестали бы нести Евангелие.

            Дар исцеления, как и другие дары Духа, служат целям не физического порядка, а духовного. Исцелять надо, но не для того, что бы люди были здоровы физически (это не главное!), но – духовно, что бы познавали Бога, свидетельствовали о спасении души, а не тела. Исцелиться от насморка - не значит прославить Бога, если на этом всё закончится. По отношению к некоторым людям не надо торопиться с исцелением, иначе они вообще могут не прийти к Богу. Или отойти. Пусть лучше человек умрёт сейчас, пока болеет, но верит в Бога, чем исцелится и отойдёт от Него в вечную погибель.

Болезни не случайны. Из Нового Завета мы видим, что физические болезни были даже у самых крепких христиан (ап. Павел, Тимофей, Трафим, Епафродит, Тавифа и др.). Мы видим это и по жизни своей и других. Слава Богу за болезни! Они помогают нам возрастать в вере. И т.к. болезни есть, мы будем молиться за исцеления себя и других, мы будем творить чудеса исцеления и воскрешения. Да прославится имя Господне! Будем исцелять и воскрешать людей, чтобы они исцелились духовно и воскресли для вечной жизни.

 

            ← к Содержанию

 

Из письма  сестре Валентине

В новозаветные времена царствовала Греческая философия. Её влияние отражалось и в рассуждениях христианских мыслителей, которые часто использовали принцип Триады, дробя всё и вся на три и по три. Особенно, когда в начале 4-го века утвердился догмат о Троице, богословы-философы получили прекрасную возможность применять философскую Триаду в новом популярном виде - как богословскую Троицу. Во многих современных учениях (толкованиях) зачастую искусственно используется троение, там где его по сути не должно быть. 

            В Мф 3:11 говорится о крещениях (погружениях) и как бы перечисляются три крещения: водой, Духом Святым и огнём. На самом деле, Иоанн Креститель разделяет их. Но не это главное. В ст.12 он образным языком говорит о разделении людей на две категории: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжет огнем неугасимым. Об этом огне, который «сжигает» вторую категорию людей, Писание многократно говорит как о Суде для нечестивых. И здесь в ст.10-12 говорится об огне наказания, который является гневом Божьим. Дети Божьи, т.е. истинные христиане не подвергаются крещению огнём. Так же и крещение Иоанново – не для христиан (Деян 19:3). Иоанн Креститель говорит, что Христос будет крестить одних людей в Себя – в Свой Дух (Рим 8:9-11), а других – в геенну огненную. Таков смысл данного текста. Поэтому ошибочно выводить из него «троичное крещение» для верующих. Кроме того, Писание говорит не о трёх, а целом ряде крещений (погружений): в Моисея, в облако, в море (1 Кор 10:2), в страдания (Мк 10:39; Лк 12:50), в Тело, т.е. в Церковь (1 Кор 12:13). И это кроме водного крещения и крещения Духом Святым. Всё перечисленное – суть одно крещение (Еф 4:5).

Ещё в раннем периоде Церкви богословы-триадники выдумали трёх небесных свидетелей и потом постепенно вставили их в тексты Писания, добавив к так называемым земным свидетелям (1 Ин 5:7,8). Причём, объединили новоиспечённых новым доктринальным, точнее лжедоктринальным словом «триедино», хитро разбив его с помощью слова-связки «суть». Так появилось богословское, но не библейское понятие «триединый Бог». Истины ради надо сказать, что нигде в Писании не встречается идея о единстве трёх божественных Личностей (лиц, ипостасей), зато сотни мест Писания свидетельствуют о Едином, т.е. об одном-единственном Боге.

Очень важно бодрствовать при чтении богословских трактатов. Необходимо постоянно проверять по Писанию все теологические идеи, даже самые распространённые. Лучше пользоваться переводами Нового Завета, наиболее близкими к подлиннику. Например, в Кассиановском переводе к 1 Ин 5:7,8 (Потому что есть три свидетеля, Дух и вода и кровь, и все три - об одном) имеется сноска: Слова прежних русских переводов: "на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и они три суть едино" (стих 7б), и: "и три свидетельствуют на земле:" (стих 8а), отсутствуют во всех древних рукописях 1 Ин.  Ещё лучше сверять с самим подлинником. Так вот, из подлинного текста следует, что все три свидетеля говорят (свидетельствуют) об одном. При этом совсем не подразумевается, что они есть одно или «триедины». Добавленные свидетели не вписываются в сам контекст этого места Писания.

В книге Откровение число «3» олицетворяет Сатану, а не Бога. Три бесовских духа выходят из уст «троицы»: дракона, зверя и лжепророка. Число зверя содержит три шестёрки. Имя зверя тоже содержит «3» и это открыто мудрым. В хорошем переводе написано: …клеймо: или имя зверя, или число имени его. Т.е. клеймом зверя является имя или число имени. Имеющий ум легко сочтёт (сосчитает) число (числа считают), тем более что считать придётся всего до трёх. И т.к. имя должно отражать суть клейма, оно должно содержать само это число. Именно оно и содержится в слове «троица». А также содержится в названии ложной доктрины о Боге и в её главном (абсурдном) термине – «триедин». Этот философский продукт отравил почти всех богословов и губит народ Божий, у которого сильный недостаток именно этого ведения.  Ещё апостол Павел заметил, что знание Единого Бога - не у всех (1 Кор 8:6,7), что и приводит некоторых к идолопоклонству. Христиане должны знать-познавать одного Бога: чтобы знали Тебя, единого (единственного) истинного Бога (Ин 17:3) – Господа Иисуса Христа – Он есть истинный Бог ! (1 Ин 5:20. См Тот же Самый в Нет Бога, кроме единого). Слава Ему!

13.01.11

 

            ← к Содержанию